FANDOM

Барон Грабитель (Robber Baron)

RobberBaron01

Настоящее имя: Неизвестно.
Первое появление: Detective comics №75 (Сценарий – Дон Камерон, художник – Боб Кейн, май 1943).
Способности и оружие: Талантливый криминальный стратег. При себе имеет пистолет, которым пользуется в экстренных случаях, когда рядом нет его подручных с автоматами Томпсона. Для того, чтобы забираться на высотные здания использовал специальную пушку с альпинистским якорем-кошкой, установленную на крыше его тайного замка. Во время второго появления был одет в доспехи средневекового рыцаря и использовал меч.

Возникший из ниоткуда и девшийся в никуда злодей в элегантном фиолетовом костюме и цилиндре был своего рода продолжением второго бэт-злодея в истории – Френчи Блейка. Щеголеватость, похожая внешность (пенсне и козлиная бородка) и вновь кражи. Однако Барон Грабитель вместо имени имел кличку и сам участвовал в продуманных им операциях.

Столкнувшись с хорошо вооруженной бандой воров под предводительством некоего Барона Грабителя, спокойно забиравшейся на высотные здания, Бэтмен и Робин, изучив под микроскопом образцы с их следов, пришли к выводу, что у злодея где-то должен быть «тайный зАмок» - то есть достаточно высокая башня, с которой можно было бы с помощью лебедки проникать в респектабельные пентхаусы.

Поколесив по городу на машине, Брюс Вэйн (Бэтмен) и Дик Грейсон (Робин) заметили странную башню, подобную турам средневековых баронов, построенную на крыше заброшенной медеплавильной фабрики братьев Брайт. Прилетев на эту башню с помощью Бэт-самолета, они обнаружили высококлассное оборудование для перехода с одного высотного здания на другое, которое вызвало восхищение у Бэтмена, который сокрушался, что если бы энергия Барона была направлена в мирное русло, было бы много пользы. Под крышей башни был обнаружен тир, где, как оказалось, Барон Грабитель науськивал на Бэтмена своих подчиненных.

Услышав, какой-то шум, на крышу примчались бандиты во главе с самим Бароном. Бэтмен, спрятавшийся за изображавшей себя куклой-мишенью, напугал преступников, сделав вид, будто манекен ожил. Подручных злодея Бэтмену и Робину удалось изрядно помять, но все они, вместе с главарем, сбежали по лебедке на мост, где Барону удалось легко ранить Бэтмена из пистолета. Робин на некоторое время пропал из виду (и даже считался убитым в это время) – преступники перерезали веревку, когда он спускался по ней на мост.

На подмогу Бэтмену поспешил его дворецкий Альфред Бигл (позже ставший Альфредом Пенниуортом), на которого бандиты наткнулись, пришвартовывая лодку, на которой бежали с моста. Как и Бэтмен, он был схвачен в плен.

Тем временем Робин успел сесть в Бэт-самолет и застал преступников врасплох на их башне. Освобожденные Бэтмен и Альфред тоже не остались без дел: преступники были скручены и, на собственной лебедке, отправлены Комиссару Гордону (то же самое, кстати, Барон намеревался сделать с Бэтменом). Как выяснилось, подручные злодея были ему хорошо известны - их звали Бинго, Гаргл и Лицо со шрамом (Scarface – как известный фильм Говарда Хоукса о гангстерах 1932 года и более поздний злодей DCU – вторая личность психа-гангстера по кличке Чревовещатель).

RobberBaron02

Хотя к этому практически ничего не располагало, Барон Грабитель появился ещё раз – во флэшбеке в 133 выпуске комикса «Бэтмен» (август 1960). Самое странное, что это маленькое, в одну панель, камео было совершенно не похоже на первое его появление – Барон был одет в доспехи средневекового рыцаря и, вооруженный мечем, собирался добить им свисавшего на одной руке с одной из его башен Робина. Меч был успешно выбит Бэтменом при помощи бэтаранга, запущенного с соседней башни (здесь, судя по всему, у Барона был уже целый замок), чему Барон был крайне удивлен, произнеся потрясающе банальную фразу в стиле интернет-персонажа Капитана Очевидность: «Бэтаранг! Он выбил меч из моих рук!».

На самом деле эффективность бэтаранга обеспечивалась тем, что это была специальная версия, оснащенная мощным магнитом. Собственно, поводом для флэшбека послужил рассказ об этом бэтаранге как об экспонате выставки трофеев Бэтмена, аутентично воспроизводившей вид Бэт-пещеры. Экскурсоводами были сами Бэтмен и Робин.

Так как мифология DCU с того времени была пересмотрена (и не раз), Барон Грабитель вероятнее всего так и остался в подвселенной Земля-2 и в современной хронологии события с его участием отсутствуют.

Следует заметить, что почти ничего не говорящий постсоветскому читателю термин «robber baron», который послужил кличкой данному персонажу, распространен в англоязычной среде, применяясь в разных значениях, самое распространенное из которых – идентифицировать сомнительное благородство средневековых рыцарей, баронов, дворянства. Начиная с 1934 этот термин, благодаря популяризации его экономистом Мэтью Джозефсоном, стали употреблять в отношении любого бизнесмена или банкира, который использует сомнительные и не всегда честные методы для обогащения и достижения высокого положения в обществе.

Ещё один Барон Грабитель технически появился в комиксах позже Бэт-злодея, однако в самой вселенной Земля-2 (за рамками которой он, как и первый, вероятнее всего не существует) появился НАМНОГО раньше - аж в 6-м веке н.э. О нем - далее, но сначала - ещё о двух персонажах с такой кличкой из комиксов влившегося в DC издательства Quality.

Барон Грабитель (Robber Baron)Edit

QualityRobberBaron

Настоящее имя: Гирд Фон Гейер.
Первое появление: Police Comics №34 (автор сценария и художник - Джек Коул, сентябрь 1944).
Способности и оружие: Судя по всему, в своем время был тренированным всадником и копьеносцем. Использовал магические доспехи, которые нельзя было пробить ничем и не менее магическое копье, которое наоборот пробивало что угодно. Дух Фон Гейера остался в доспехе и получал ограниченный контроль над носителем такового, сводя его с ума.

В комиксах "Полицейские комиксы" издательства Quality Comics (позднее влившегося в DC) в 1944 году появлялись ещё два Барона Грабителя. Первый из них, Гирд Фон Гейер не появлялся в комиксах "физически", однако присутствовал как дух. Дух средневекового рыцаря, доспехи которого, согласно легенде нельзя было пробить ничем, в то время как его копье, напротив пробивало что угодно.

В 1944 году доспехи попали в частную коллекцию богача Мистера Гальдо, о котором речь пойдет далее.

Барон Грабитель II (Robber Baron II)Edit

QualityRobberBaronII01

Настоящее имя: Мистер Гальдо (имя неизвестно).
Способности и оружие: Использовал неузявимый доспех и всепробивающее копье Гейера. Умел ездить на мотоцикле.

Получив от эксперта Роя Ликольна (супергероя Человека-Бомбы) подтверждение о подлинности доставшихся ему в частную коллекцию доспехов знаменитого "Барона Грабителя" Гирда Фон Гейера, богач Мистер Гальдо вдруг ощутил непреодолимое желание надеть доспех. В нем он действительно ощутил легендарную легкость и неуязвимость, а протестировав копье на другом доспехе (который то легко пробило) побежал хвастаться своему соседу Плашвельту, коллекционировавшему ювелирные изделия. Когда тот поднял богача на смех, Гальдо не только с легкостью разрушил его бронированную витрину, но ещё и убил самого Плашвельта, совершенно не почувствовав удар стулом, который тот ему нанес.

QualityRobberBaronII02

Дома Гальдо не понял, что на него нашло и заставило убить друга-коллекционера, да ещё и унести с собой драгоценности. Пытаясь отбросить мысль о злом духе, заключенном в доспехе, чтобы удостовериться в отсутствии такового богач одел его снова... и окончательно помешался, отправившись добывать "сокровища" из подвернувшейся инкассаторской машины. Сопровождавший автомобиль полицейский на мотоцикле открыл огонь, но был лего выбит из седла. За новоявленным Бароном устремился в погоню Человек-Бомба, которого чуть было не линчевала толпа, решившая что описанные полицейским доспехи - его взрывоупорный костюм. Испытав на себе "наименее болезненный" способ остановить человека имея силу взрыва в каждом ударе, толпа не задержала супергероя надолго и погоня возобновилась. Понимая, что используя силу взрыва в ногах своего сайдкика Юстаса Трокмортона герой может догнать его даже на мотоцикле, Гальдо пробил свим копьем пещеру в ближайшей горе и забаррикадировался там. Пробившийся в пещеру Бомба встретил достойный отпор при помощи магических артефактов и был погребен под толщей камней. Сайдкик Линкольна еле уцелел, когда метнутое в него копье Барона-Грабителя было перехвачено Рэем и отправлено обратно. Оказалось, что вспепробивающее копье могло пробить даже неуязвмый доспех, результатом чего стал колоссальный взрыв, после которого ни того, ни того на месте событий не оказалось. Остался там лишь труп мистера Гальдо.

Интересно, что в первой панели комикса Барон Грабитель нарисован противостоящим Человеку-Бомбе верхом на лошади, хотя в комиксе он использовал в качестве средства передвижения мотоцикл. История о заколдованном неуязвимом доспехе ни разу не была перепечатана DC Comics (хотя Человек-Бомба был ими использован) и Гирд Фон Гейер и Мистер Гальдо так и остались прозябать в т.н. вселенной Quality. Чуть больше повезло ещё одному средневековому Барону Грабителю, который жил в 6 веке нашей эры в комиксах DC.

Барон Грабитель (The Robber Baron) (6-й век н.э.)Edit

TheRobberBaron6thCentury02

Настоящее имя: Неизвестно.
Первое появление: The Brave and The Bold №5 (история "Щит ужаса!" (Shield of Terror!), сценарий - Роберт Канигер, художник - Расс Хит, май 1956).
Способности и оружие: Тренированный всадник, копьеносец и фехтовальщик, очевидно получивший образование и уровень физической подготовки типичный для тогдашних рыцарей. Помимо доспехов, массивного копья и меча использовал нетипично массивный и большой щит, который не только защищал его от атак противника, но ещё и служил дополнительным оружием против пеших воинов.

На страницах комиксов даже сейчас легко обитают персонажи древности и средневековья - многие из них действительно вошли в нашу культуру в те времена, а некоторые были органично (а местами - и не очень) вписаны в эту среду авторами. Среди последних - Немой Рыцарь, альтер-эго Брайана Кента, дворянина средневековой Англии, далекого предка приемных родителей Супермена и одной из многих реинкарнаций египетского принца Кхуфу (самая известная из которых - Картер Холл, супергерой Хоукмэн). Свою кличку Кент получил потому, что во время подвигов не говорил ни слова (в массивном рыцарском шлеме выдать его мог только голос), сохраняя таким образом тайну личности (странно что при этом Бэтмен говорил везде одним и тем же голосом пока Майкл Китон не додумался изменить голос второй личности Брюса Вэйна... но сейчас не об этом).

Барон Грабитель обитал в Рискованном лесу, куда Кент, вместе со своей дамой сердца Леди Целией Пенбрук забрел во время конной прогулки. Поскольку в тот день Целия имела уже несколько поводов подозревать Кента в том, что он и есть Немой Рыцарь, Кент вступил в схватку под настоящим именем и специально поддаться - будучи сражен копьем в реку (схватка проходила на мосту), Брайан проплыл до укромного места, куда его ручной сокол Слэшер умудрился притащить доспехи и оружие. Он также помог ему справиться с двумя подручными злодея. Ещё четверо подручных поймали Кента в сеть, но тоже получили нагоняй от него и его сокола.

TheRobberBaron6thCentury

Когда пришел черед схватки с Бароном Грабителем, Немому Рыцарю пришлось изловчиться, т.к. он был без коня, а огромный щит Барона мог снести его как перышко. Тем не менее, метнув в щит свой меч и умахнувшись от атаки, чудовищным усилием Кент перехватил копье и поверг врага наземь.

Неизвестно, были ли травмы Барона смертельны, или пострадало лишь его самолюбие... Да практически, о нем вообще ничего неизвестно, но именно своей простотой, так похожей на средневековые мифы и подкупает эта незатейливая рыцарская история. Возможно потому она имела успех у публики и, в октябре 1988 года, удостоилась репринта в Лучшем из Храбрых и смелых (Best of the Brave and the Bold) №1.

Помимо Бэт-злодея, двух средневековых рыцарей и Гальдо в комиксах изд-ва WildStorm (подиздательства DC), во вселенной "Astro City" наблюдалась банда называющаяся Бароны Грабители (Robber Barons). Забавное совпадение - оба Барона Грабителя DC появлялись в мае, а банда Баронов Грабителей - в апреле.

В другом медиаEdit

Иллюстрации Информация
SuperfriendsRobberBaron01

Барон Грабитель и Сливс в полный рост (кадр, хорошо демонстрирующий эскизы персонажей).

SuperfriendsRobberBaron02

Барон Грабитель радуется кнопке, открывающей сейф.

Барон Грабитель засветился в анимации в мультсериале "Супердрузья: Легендарное шоу о сверхсилах" (SuperFriends: The Legendary Super Powers Show; по сути пятый сезон оригинальных "Супердрузей"): в 4 серии 1 сезона, в сегменте под названием "Маска загадки" (The Mask of Mystery) Барон, в компании своего подручного Сливса (Sleeves - рукава) грабит банк Metropolitan Savings в Метрополисе, и, узнав код от сейфа с большим удивлением обнаруживают в нем Бэтмена и Робина. Впрочем, Барону удается ускользнуть из-за вмешательства супергероя-аматора Капитана Загадки, который случайно разливает масло под ноги не грабителям, а героям. Загадке удается почти опертивно ликвидировать свой провал - используя анти-гравитационный пояс он пересекается с супергероем Огнештормом, сообщив ему о том, что Барон и его подручный удирают на лимузине-кабриолете с турбо-надувом (мда). Огнешторм трансмутировал шины автомобиля, надув их до огромных размеров и легко оттащил её прямо к полицейскому участку.

Злодей настолько обскурен, что его почти всегда относят к персонажам придуманным для этого шоу, отмечая высокую степень схожести с более известным Пингвином. Вполне возможно, что сценарист Гленн Леопольд вдохновлялся и им, но степень схожести этого Барона с тем, которого в свое время создали на страницах "Бэтмена" Камерон и Кейн слишком очевидна, чтобы быть случайной. Озвучил Барона Грабителя, скорее всего, Стэн Джонс (который озвучил в том же мультсериале Лекса Лутора, да и вообще не чужд был мультсериалам по комиксам в 1970-х и 1980-х будучи голосом Лутора, Джор-Эла, Джонатана Кента, множество эпизодических персонажей и (предположительно) Люцифера в третьем сезоне оригинальных "Супердрузей", Вождя (Лидера) в "Невероятном Халке", дворецкого Кэдбери в "Часе Ричи Рича и Скуби Ду", Амбала (Кингпина) и Доктора Осьминога в "Человеке-Пауке", Профессора Икс, Найткроулера и Дракулы в "Человеке-пауке и его Удивительных друзей", Скорджа и ещё ряд Трансформеров в полнометражном фильме 1986 года и последовавшем мультсериале также засветившись в пилоте несостоявшегося мультсериала "Солармэн" (по комиксам Marvel) полнометражном мультфильме "Хитклифф" и мультсериале "Джи Ай Джо").

MaxSchreckBaronRobber

Кристофер Уокен в роли Макса Шрека, «ханжа, барон грабитель, всегда достигающий вершин». Даже в бабочке и похожих на пенсне очках.

Забавно, но именно термин «robber baron» использует в фильме Тима Бартона «Бэтмен возвращается» (Batman Returns, 1992) Селина Кайл (она же Женщина-Кошка, актриса Мишель Пфайфер) в отношении владельца сети супермаркетов, манипулятора и фактического владельца Готэма на момент событий фильма – Макса Шрека, прекрасно сыгранного актером Кристофером Уокеном. Конкретно фраза звучит так: «Aren't you tired of this sanctimonious robber baron always coming out on top?» (Что переводится примерно как «Ты не устал от того, что этот ханжа, барон грабитель всегда достигает вершин?»).
Надо сказать, что Шрек – именно классический «барон грабитель» - явно нечестный на руку бизнесмен, для которого власть и благосостояние значат непомерно много.
Сценаристы фильма, Сэм Хэмм и Дэниел Уотерс вряд ли читали какой-либо из описанных здесь комиксов, но присутствие в DCU персонажа с точно такой же кличкой делает фразу может и не специальной, но забавной реминисценцией, что, на мой взгляд, позволяет причислить Барона Грабителя (пусть с натяжкой) к злодеям первого эшелона, засветившихся в большом кино (даже если упомянуты они были косвенно).

Полезные ссылки:
Старый вариант этой статьи
Robber Baron на DC Database.
The Brave and the Bold Vol. 1 5 на DC Database.

Автор – Николай Ерёмин (Коля Логан/Тостер).