FANDOM

Примечание: Статья написана 4 января 2012 года и, не смотря на то, что с тех пор мой стиль стал получше, а грамматика хромает меньше, я решил сохранить её как есть и почти ничего не менять. В отличии от статей/страниц о персонажах периодически обновлять информацию в ней вряд ли имеет смысл, а все экземпляры такого явления как Капитан Эрзац вы всегда сможете найти здесь.

Капитан Эрзац (Нем. Ersatz - замена) – термин в англоязычном (преимущественно) сленге, обозначающий персонажа, который был создан как замена другому персонажу, с аналогичным modus operandi, и/или внешним видом или поведением. Основной причиной является, как правило, уже запущенный в производство проект (к примеру, написанный сценарий) с интересным сюжетом, однако утерянными из-за тех или иных обстоятельств, правами на одного или нескольких персонажей, изначально бывших значительной частью сюжета. Ещё одна распространенная причина – острое желание творчески адаптировать материал, не смотря на то, что права на персонажа категорически не удается или просто невозможно получить. Наконец, технически, Капитаном Эрзацем также может считаться заимствование очень близкое к плагиату, однако границ его ещё не перешедшее.

Ближайший аналог Капитана Эрзаца – термин rip-off, обозначающий целый сюжет, заимствованный аналогичным образом из-за невозможности или нежелания получить авторские права. Соответственно, Капитан Эрзац, как правило – это персонаж rip-off’а.

Откровенно пародирующих определенных персонажей персонажи также довольно часто именуются Капитан Эрзац, хотя они не совсем подходят под эту категорию.

Нигде, наверное, Капитаны Эрзацы не встречаются так часто, как в комиксах, которым свойственна очень своеобразная причина – редакционная политика издательства. Когда редактор считает невозможным появление персонажа в определенном контексте, основным решением проблемы становится именно Капитан Эрзац – замена персонажа чем-то очень похожим по modus operandi, внешнему виду, поведению, et cetera, будь-то персонаж уже существующий, или вновь созданный.

Разумеется, данное явление не менее часто можно встретить и в медиа, основанном на комиксах, чаще всего, опять же из-за редакционной политики издательства.

Ниже я приведу особенно характерные примеры не только из мира комиксов, но также и из других культурных пластов, таких как кино, литература, видеоигры.

Характерные примерыEdit

КомиксыEdit

  • Большинство персонажей культового, эпохального комикса/графического романа Алана Мура и Дэйва Гиббонса «Watchmen» (1986) появились в результате невозможности использования персонажей изд-ва Charlton, уже заготовленный сюжет был подстроен под новых персонажей, сильно похожих на оригинальных: Роршаха (Вопрос), Ночных Филинов (Первый (Дэн Гарретт) и второй (Тед Корд) Синие Жуки), Комедианта (Миротворец), Доктора Манхэттена (Капитан Атом), Шелкового Призрака (Вот здесь использованы сразу несколько персонажей, и не только изд-ва Charlton – Найтшэйд (Паслён), Фантомная Леди и Черная Канарейка). Более старое поколение супергероев основано на персонажах комиксов MLJ/Archie/Red Circle.
  • Примерно та же ситуация возникла с комиксом «Wanted» (2003-2004), изначально планировавшимся к изданию не в издательстве Top Cow, а в DC и называвшийся «Legion of Doom» но отвергнутый там по причине излишней жестокости. Во многих персонажах можно с легкостью узнать известных злодеев DCU: Джокера и Черную Маску (Мистер Риктус), Лекса Лутора (Профессор Соломон Зельцер), Ядовитый Плющ (Смертельный Паслен/Смертельный Найтшэйд), Мистера Мксзптлка (Имп) и многих других.

КиноEdit

  • Граф Орлок в фильме Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату – симфония ужаса» (1922). По сути дела, фильм является нелегальной экранизацией романа Брэма Стокера «Дракула», а Граф Орлок – ничем иным, как Дракулой. В других персонажах не менее легко узнать Харкеров, Ван Хелсинга, Ренфилда, других персонажей романа.

ЛитератураEdit

  • Когда писатель Артур Конан-Дойль окончательно отказался от Шерлока Холмса, начинающий писатель Огаст Дерлет спросил у него разрешения на продолжение этой идеи. Результатом стала серия книг о Соларе Понсе, длившаяся 40 лет и признанная одной из лучших вариаций темы Шерлока Холмса.
  • Помимо этого, если вы приглядитесь к заглавном персонажу культового телесериала «Доктор Хаус», то поймете, что создателю шоу, Дэвиду Шору не пришлось далеко ходить за идеей – это, по сути дела, Холмс, только в медицине. Сериал содержит множество реминисценций на произведения Конан-Дойля, равно как и прямых цитат, на описание которых может уйти не одна статья, потому я ограничусь лишь фамилией Хауса – её Шор придумал по созвучию фамилии Холмса с множественным числом «homes» («дома»). Фамилия Хауса использует другое слово, обозначающее «Дом», но полностью его повторяет, никак не изменив.

ВидеоигрыEdit

  • Выпущенная на 16-битных платформах SuperNes (SNES) и Sega Genesis (Sega Mega Drive) замечательная игра «Outlander» (1992) изначально разрабатывалась как официальная видеоигра по кинотрилогии Джорджа Миллера о Безумном Максе с Мэлом Гибсоном в главной роли. Однако правообладатель – студия Warner Bros. Pictures потеряло доверие к разрабатывавшей игру Electronic Arts и отменило производство. Разработчикам наработок было жалко и они, поменяв название и некоторые детали, выпустили игру, сделав героя безымянным. Тем не менее, имя «Max» встречается в игре на спидометре, обозначая не очень нужный на циферблате «Максимум». Вероятно, шутка разработчиков.

На этом сайтеEdit

  • Фальшиволицый – использовался как эрзац Двуликого, когда стало понятно, что тот не подходит под детский формат телесериала 1960-х.
  • Сорока – этот персонаж изначально планировали использовать в бродвейской постановке 2010 года о Супермене, но, не получив одобрение DC Comics, придумали практически идентичный персонаж по кличке Блэкбёрд (Черная Птица).
  • Макс Шрек – эрзац все того же Харви Дента/Двуликого, придуманный сценаристами фильма «Бэтмен Возвращается» чтобы заменить его в фильме. В свою очередь когда Макса Шрека было невозможно использовать в мультсериале BTAS, как это планировалось изначально, был придуман аналогичный персонаж по имени Роланд Даггетт.

Полезные ссылкиEdit

Старый вариант этой статьи
Captain Ersatz – единственная (помимо этой) страница в Сети об этом термине на замечательном сайте TV Tropes and Idioms.