FANDOM

Понедельник (Monday)

Monday01

Настоящее имя: Неизвестно, вероятнее всего отсутствует.
Первое появление: Упоминание: Газетная полоса (стрип) Garfield (сценарий и художник - Джим Дэвис, 18 сентября 1978 года).
Камео: Garfield (сценарий и художник - Джим Дэвис, 27 апреля 1986 года).
Полноценное появление: Garfield (сценарий и художник - Джим Дэвис, 3 августа 1986).
Наиболее современный вариант: Garfield (сценарий и художник - Джим Дэвис, 10 января 1988).
Способности и оружие: Среди замеченных способностей Понедельника: управление земляными массивами (геокинез), погодой, воздухом, гравитацией и вероятностными полями (что сказывается как на его собственной небывалой меткости, так и на неудачах Гарфилда). Такой диапазон может говорить об ограниченном (преимущественно, разумеется, понедельником) контроле со стороны этой сущности над самой реальностью. Наиболее частым оружием Понедельника являются безобидные торты или пироги, но в некоторых случаях он обрушивает на противника и нечто большее, например цветочный горшок, или пианино. Имеется вероятность, что Понедельник способен находиться в нескольких местах или временных промежутках одновременно, таким образом будучи Понедельниками.

Лирическое отступление. В кругах строителей тяжелый, чаще всего самодельный инструмент для трамбовки сыпучих материалов получил название "Понедельник". Когда я, в свое время, впервые услышал это название я поинтересовался его происхождением и получил достаточно философский ответ "потому что он тяжелый, как моя жизнь".

Лично для меня не очень удачным и, что значительно хуже, неэффективным днем в неделе всегда было и остается воскресенье, причем если раньше это ещё можно было логически увязать с тем фактом, что за ним, как раз-таки, идёт понедельник, то ныне эта причина кажется сомнительной - сейчас мне чаще всего не нужно рано вставать в понедельник, а если даже и нужно, это давно перестало быть проблемой. И всё же, для большинства людей именно понедельник является самым тяжким днём недели. А для одного вымышленного персонажа (являющегося, впрочем, не человеком, а котом) Понедельник(и) и вовсе стали архиврагом. Речь идёт о, без преувеличения, самом известном коте в истории комиксов - Гарфилде Джима Дэвиса. Неприязнь котяры к понедельникам является такой же узнаваемой чертой его характера, как любовь к лазанье, обжорство и лень, привычка пинать пса Оди или фирменный сарказм. Но самым интересным аспектом этой неприязни является то, что она, в общем-то, взаимная - Понедельник давно перестал быть для Гарфилда днем недели и стал уже некой сущностью, преследующей его, порой, и в другие дни недели.

Уже в первый год своего существования, 1978-й, Гарфилд ясно даёт понять, что он ненавидит понедельники. Сделал он это 18 сентября, запутавшись в ролетах (что также является уже классическим элементом комикса). В целом, за год Гарфилд сказал фразу "Я ненавижу понедельники" ещё трижды - после того как его хозяин Джон Арбакл застелил вместе с ним постель (25 сентября), после того как всё тот же Джон переехал Гарфилда газонокосилкой (2 октября) и после неудачного прыжка, окончившегося попаданием в унитаз (9 октября). Как ни странно, тенденция была не продолжена, а скорее сломана в 1979 году: понедельники упоминались всего два раза и исключительно в положительном контексте. Так, 16 апреля Джон упоминает что ему нравится получать почту как напоминание о том, что он ещё жив, а Гарфилд констатирует что для понедельника эта мысль достаточно "тяжелая". 28 мая же вывод Гарфилда ещё больше выбивается из канона - он прямо заявляет, что ему нравится утро понедельника, т.к. ему не надо идти на работу.

Но, так же как и внешний вид Гарфилда, радикально (хотя достаточно постепенно учитывая что стрип выпускался ежедневно) менявшийся даже в 1978-1979 годах, его характер и отношение к жизни существенно претерпевали изменения со временем. В 1980 году понедельники дают о себе знать сначала без констатации - просто 14 января Гарфилд давится собственным комком шерсти, а 10 марта, как только он утверждает что неделя, скорее всего, будет удачная, в гости заявляется милый котёнок Нермал, который Гарфилду всегда страшно надоедает. И вот, 7 апреля, наступив аки на грабли на тарелку на столе, Гарфилд произносит сакральное "Я ненавижу понедельники", а до этого о том же читателям сообщает и Джон. Когда последний спрашивает Гарфилда что тот собирается делать в понедельник 7 июля, Гарфилд впервые показывает относительно эффективный метод борьбы с понедельниками - проспать до вторника (в таковой, 8 июля, Гарфилд констатирует что Вторники нравятся ему уже хотя бы по той причине что они не являются понедельниками). Последним громким поводом для фразы "Я ненавижу понедельники" для Гарфилда становится 25 августа, когда пытаясь разбить обо что-нибудь будильник кот получает им же по голове рикошетом.

1981 год стал первым, когда понедельники в комиксе начинают приобретать характер ежемесячного стихийного бедствия, причем всё более и более сюрреалистического характера: 15 июня пытаясь скрыться от неудачного дня посреди цветочного поля Гарфилд стал жертвой невесть откуда рухнувшего пианино, 3 августа обнаружил в своей миске для воды двух акул, 19 октября в его завтраке взрывается пехотная мина, а 28 декабря происходит самое страшное для Гарфилда событие из всего перечисленного - Джон опять садит его на диету. Именно в этом году Гарфилд начинает не просто отдавать отчет, а глобально обдумывать двусторонние отношения с ненавистным ему днём недели: обещает отомстить (4 мая), пытаясь понять почему он не любит понедельники хотя у него нет работы приходит к выводу что он является "социальным хамелеоном" и наконец, опять запутавшись в ролетах говорит: "Я начинаю бояться понедельников".

Интересной отличительной чертой 1982 года становится то, что Гарфилд словно начинает обращаться к какому-то конкретному Понедельнику, регулярно употребляя единственное число (что до того происходило лишь единожды, 4 мая 1981-го). Кульминацией этого становится 2 августа, когда Гарфилд во всю глотку орёт Понедельнику, чтобы тот уже с ним что-то сделал поскольку его убивает ожидание. Гарфилд пытается что-то сделать с проблемой понедельников, однако его попытки на постоянной основе терпят крах: 6 сентября пытаясь изменить своё отношение к понедельнику Гарфилд насквозь промокает под ливнем а 13 октября, предположив что понедельники вызывали бы меньше проблем если бы о них постоянно не напоминал календарь вместе с таковым Гарфилд обрушивает на себя кусок стены. Разумеется, что Гарфилд начинает делать и соответствующие выводы:

  • "Понедельник это день, созданный для того чтобы добавить депрессии в остальном благополучную неделю" (10 мая)
  • "Почему я ненавижу понедельники? Потому что понедельники ненавидят меня" (15 ноября)
  • "Понедельник движется в загадочном направлении" (27 декабря).

Последний вывод был сделан Гарфилдом после того как в понедельник он впервые получил в лицо тортом от неизвестного недоброжелателя. Другой интересный первый раз в этом году произошёл 13 сентября, когда Гарфилд впервые заметил и особо испугался Понедельника 13-го.

По сравнению с предыдущим годом 1983-й брал не количеством, а качеством вредоносных понедельников. И если очередной визит Нермала (7 февраля), приземлившийся на Гарфилда (после его же пинка) Оди (28 марта) и визит к ветеринару (28 ноября) ешё укладывались в обычную картину, то остальная часть угроз в этом году выглядела впечатляюще сюрреалистично:

  • При попытке оторвать с календаря понедельники Гарфилд случайно оборвал пространство самого комикса (28 февраля)
  • 7 марта Гарфилд получает подарок с дырками для воздуха, который решает не открывать.
  • Разразившись очередной тирадой о томлении в неопределенности Гарфилд получает по голове уже не тортом, а цветочным горшком (21 марта)
  • Впрочем без тортов тоже не обошлось: затеяв покидаться едой в своего хозяина Гарфилд получает фиолетовым тортом в затылок в чём винит понедельник весьма конкретно (22 августа)

В 1984 понедельник вновь становится ежемесячным обломом, однако в этот раз как минимум дважды сию аномалию замечает уже не только Гарфилд, но и Джон Арбакл: так, 28 мая после того как Джон констатирует что не понимает не любовь Гарфилда к понедельникам, к его удивлению в такового из ниоткуда прилетает торт. 9 июля, когда Джон говорит Гарфилду что всё плохое что могло произойти за понедельник уже это сделало, он получает ещё один повод удивиться и задуматься - дом остается без электричества. В остальном из всех случаев произошедших в этому году наиболее интересен таковой 24 сентября, когда все детали утра понедельника (холодная, влажная погода, блюз по радио, остывший завтрак) были настолько идеально депрессивны, что Гарфилд не мог стереть с лица улыбку.

Monday02

В 1985-1986 гг. понедельники становятся регулярно плохим днем для Гарфилда. 1986 год знаменуется тем, что они впервые предстают перед нами в виде персонификации, причем делают это трижды: зловещее лицо можно заметить на соответствующем листике календаря четыре понедельника окружают Гарфилда по пробуждении 21 июля, предвещая целую неделю понедельников, а 3 августа, когда Гарфилду снится трейлер фильма "Понедельник, который никак не умрёт" (The Monday That Wouldn't Die), в заголовке за ним гонится нечто, напоминающее чудовище Франкенштейна с бейджиком "Привет, меня зовут Понедельник".

Понедельники 1987 года продолжили традицию снабжать Гарфилда сюрреалистическими проблемами, из которых особо выдающимися являются исполнение желания Гарфилда о пятидесятифунтовом противне лазаньи (18 мая он на него упал) и пробуждение Гарфилда от того, что кто-то начал подпиливать пол под его кроватью (1 июня).

Первое появление Понедельника в 1988 году странным образом пришлось на воскресенье (10 мая), зато окончательно утвердило его зловещий статус новой персонификацией в виде тени в плаще и шляпе. 11 мая же показало, что способности Понедельника распространяются даже на гравитацию - пнув Оди со стола Гарфилд обнаружил что в этот день тот может левитировать. Отдельного интереса в 1988 году заслуживает тирада Гарфилда о феврале, который (по причине того что он "начинается раздражающе, продолжается скучно и заканчивается депрессивно") он провозглашает "Понедельником среди месяцев". Такое отношение ко второму месяцу года укрепляется у Гарфилда в 1989-м, когда 6 февраля в понедельник он выворачивает на себя кружку горячего кофе, а 13 февраля и вовсе оказывается понедельником, 13-м.

1990 год проходит для Гарфилда в плане понедельников относительно спокойно, что не мешает ему в один из них, 31 декабря, сделать вывод что в этому году было 313 хороших дней, т.к. остальные были понедельниками. Достаточно странно, но в 1992 году. видимо посчитав тему понедельников несколько избитой Джим Дэвис полностью её избегал, а в 1993 году Гарфилд всего лишь дважды получил в этот день пирогом по затылку или лицу и опять обрушил на себя кусок стены вместе с календарем. В 1994 году так и вовсе был лишь один комикс посвященный этой теме (10 января), причем не повезло скорее Джону, чем Гарфилду. Низкая концентрация показанных в комиксах плохих событий понедельника в 1995 году слегка компенсировалась тем что в 1996 году Гарфилд получил от понедельника очередным пирогом в лицо уже 1 января, но в целом, даже это было далеко не то количество несчастий, которое раньше подстерегало Гарфилда в эти дни.

Возможно что за годы Гарфилд просто научился бороться с понедельниками по-своему. Один из таких способов борьбы был показан в единственном стрипе с упоминанием понедельника в 1997 году: если обычно для хорошего дня Гарфилд обнимал своего плюшевого мишку Пуки один раз, то понедельник требовал двух.

Очевидно в 1998 году Гарфилд где-то потерял своего мишку, потому что понедельники опять начали приобретать катастрофические масштабы, что особенно заметно было 27 июля когда под кухней дома Джона обвалился грунт.

1 февраля 1999 года ознаменовался первым случаем когда Понедельник заговорил с Гарфилдом. Сделал он это через дверь, галантно в таковую постучав. Гарфилд попросил его дать день отстрочки, однако выяснилось, что во вторник у Понедельника выходной и он назначил встречу на понедельник следующей недели. Следует заметить, что Понедельник говорит с крайне странным акцентом - полпредложения "How is about early next week?" были произнесены им как "Howzabout". В том же году, 1 марта выяснилось, что даже воздух понедельника оказывает на Гарфилда какое-то пагубное влияние.

С началом 21 века понедельники почему-то стали обращать на себя внимание раз в год:

  • 2000, 10 июля: Гарфилд называет "счастливый понедельник" "матерью всех оксюморонов".
  • 2001, 24 сентября: Гарфилд заявляет, что не боится понедельников, и не меняет своей точки зрения даже после того, как в его лицо прилетает вантуз.
  • 2002, 15 июля: Оглядевшись по сторонам в понедельник Гарфилд не обнаруживает ничего подозрительного вокруг себя и правильно догадывается что угроза находится где-то сверху.
  • 2003, 29 сентября: Гарфилд называет "обычным" для понедельника холодное утро, в которое саранча пожирает газон их с Джоном двора, что венчается горящим забором.

По сравнению с этим 2004 год был невероятным всплеском активности: 21 июня Гарфилд констатирует что не любит не только понедельники, но ещё и людей, которые любят понедельники (к которым, к своему несчастью, относится Джон), а 5 июля на кота упала люстра, как раз когда пялясь в потолок во время очередной сиесты он обратил внимание на тот факт, что она непрочно прикручена.

В 2007 году было всего два заметных понедельника: 5 марта и 6 августа. В первом случае у Гарфилда встала дыбом шерсть от приветствия Джона "Счастливого понедельника", а во втором в Гарфилда в очередной раз прилетел пирог.

В 2008 и 2009 годах заметные понедельники были связаны с активностью самого Гарфилда и их снова было по одному: 10 марта 2008 г. Гарфилд писал оду понедельнику и не мог найти рифму фырканью, а 6 июля 2009 г. попытался испробовать реверсивную психологию. Неудачно: после фразы "Я люблю понедельники" на него приземлилась невесть откуда взявшаяся свинья.

Странно но в 2010-2012 гг. понедельники опять взяли перерыв, напомнив о себе лишь тремя странным случаями в 2013 году: 18 февраля и 25 марта Джон будил Гарфилда чтобы сообщить крайне странные и необязательные сведения из своей жизни, а 21 октября Гарфилд попросил читателей не ненавидеть его за то, что в дождливое утро ему не надо никуда идти.

Относительным всплеском плохих понедельников стал 2014 год, уже 6 января ознаменовавшийся тем, что Джон сжег тост Гарфилда даже не скрывая, что сделал это специально. Тем не менее, ничего особо выдающегося кроме двух подряд понедельников в сентябре не произошло.

В 2015 году фраза "Я ненавижу понедельники" была сказана Гарфилдом когда 26 октября по телевизору об инопланетном вторжении и особой нелюбви захватчиков к котам, а 13 апреля гнев первого рабочего дня недели испытал на себе Джон, почистив зубы муссом для укладки волос.

Состоянием на 2016 год в комиксе не мелькало ни одной шутки про понедельник и это, как показывают предыдущие годы не исключение, а часть тенденции. Всё-таки, 38 лет шутить на одну тему без регулярных перерывов Джиму Дэвису было бы сложно даже учитывая тот факт что сейчас над комиксом трудится уже не он один, а целый штат сценаристов и художников. И тем не менее, периодическое мелькание темы понедельников в ежеденевном комедийном стрипе о самом ленивом коте на свете в определенной мере неизбежно.

Monday03

Во-первых по той же причине, по которой Джим Дэвис изначально ввёл её в комиксы: в интервью кинокритику Нелл Миноу для журнала The Huffington Post он признался, что хоть этот день и мало чем отличается от остальных в жизни Гарфилда, он регулярно напоминает ему о течении времени и цикличности жизни. А во-вторых по причине, которую я уже обрисовал в начале статьи - Понедельник является уже состоявшимся архиврагом Гарфилда, а архивраги, хоть и могут исчезать на годы, всё равно будут регулярно напоминать о себе. И не смотря на то, что Гарфилд публично провозглашал уже своими архиврагами и Оди (23 августа 1984) и Джона (17 сентября 1996, под именем Доктор Двиб), и то, и другое он делал играясь в супергероя под псевдонимом "Мститель в накидке" (Caped Avenger), в то время как Понедельник является его личным стихийным бедствием (нередко в буквальном смысле - не раз и не два над домом Арбакла и даже над самим Гарфилдом зависала личная туча), от которого он не может деться никуда по жизни. Не это ли сама суть архиврага как архетипа?..

В другом медиаEdit

Иллюстрации Информация
GarfieldMovieMondays
Можно было бы бесконечно долго расписывать злоключения Гарфилда, связанные с понедельниками, произошедшие в большом количестве основанных на комиксах мультсериалов, мультфильмов и видеоигр (не говоря уже о том, что огромное количество мерчандайза с им прямо обращается к тому же дню недели). Возможно, когда-нибудь я так и сделаю, расширив эту статью, но пока я хотел бы добавить к портрету Понедельников (Понедельника) лишь один штрих - первая фраза сказанная Гарфилдом в его кинодебюте - одноименном полнометражном фильме 2004 года - "Я ненавижу понедельники" (I hate Mondays!) и этим, по сути, уже всё сказано.

Полезные ссылки:
Практически все комиксы о понедельниках на официальном сайте
Monday на Garfield Wiki.
Jim Davis Explains Why Garfield Loves Lasagna and Hates Mondays and Why People Love Garfield - интервью Джима Дэвиса для The Huffington Post.

Автор – Николай Ерёмин (Коля Логан/Тостер).