FANDOM

Санта Клаус - Пациент Аркхэма №44972IL (Santa Klaus - Arkham Asylum Patient №44972IL)

№44972ILSantaKlaus01

Настоящее имя: Неизвестно. Обычно проходит под номером №44972IL, а также кличками "Санта Клаус", "Санти" и "Клаус".
Первое появление: Камео: Joker: Last Laugh №5 (сценарий - Скотт Битти и Чак Диксон, художник - Рон Рэндалл, декабрь 2001). Полноценное появление: Batman №596 (сценарий - Эд Брубейкер, художник - Скотт Алан МакДэниел, декабрь 2001).
Способности и оружие: Обладает ограниченными телепатическими способностями, позволяющими отличать "плохих" людей от "хороших", а также видеть грехи первых (о распространении способностей на деяния вторых ничего неизвестно), однако являющимися также причиной (менее вероятно - последствием) тяжелого психического недуга, сопряженного с такими симптомами как бред и гиперактивность. Отравление специфической версией яда Джокера (который усиливал наиболее сильные качества личности) дает понять, что эти способности работают в достаточно близком радиусе и тесно сопряжены с никудышним ментальным состоянием "Клауса". Вместе с тем, он обладает навыками в стрельбе, рукопашном бою и подрывном деле значительно выше среднего, а также способен к созданию импроивизированного оружия из подручных предметов (среди примеров: балон с закисью азота, зажигалка, ножка стола). Помимо таковых использовал самодельные взрывные устройства в праздничной упаковке, пистолет-пулемет (срисованный с Uzi), дистанционные детонаторы. На обложке Batman №596 изображен с топором, который в самих комиксах не использовал.

Зимой 2000 года, на парковке у Готэм Плазы Бэтменом был пойман странный человек в костюме Санта Клауса, атаковавший людей и кричавший с очень явным немецким акцентом что они "вели себя плохо" (как известно, Санта Клаус знает кто как себя вел и соответственно раздает подарки). Личность безумца установить не удалось и охранники психатрической лечебницы Аркхэм называли пациента №44972IL Санта Клаус (причем не Claus, а Klaus, обыгрывая немецкий акцент практически непереводимым каламбуром с применением распространенного немецкого имени), а другие пациенты - "Санти".

Настоящие проблемы, сопряженные с этим субъектом тесно связаны с Джокером, который в рамках арка (сюжетной линии) "Последний смех Джокера" устроил массовые побеги из сразу нескольких тюрем и психушек, попутно обработав своих коллег, суперзлодеев и преступников, специальной версией своего фирменного яда, который значительно усиливал наиболее выдающиеся стороны личности каждого из них. Когда пытавшийся остановить бунт отравленных в Аркхэме Робин (на тот момент - Тим Дрейк) был схвачен ими в плен, Клаус и Джозеф Гарднер (безумный клон супергероя Гая Гарднера) сцепились по поводу того, кто имел право отметелить сайдкика Бэтмена первым, используя отломанную ножку стола. В то время как аргумент Гарднера был вполне резонным (он, собственно, поймал Робина), оба аргумента Клауса могли быть восприняты всерьез только умалишенными (во-первых, Робин "плохо себя вел", во-вторых "я так сказал"), но т.к. основной контингент Аркхэма состоит именно из таковых (да ещё и был на тот момент под действием джокеровского яда), то даже такие авторитеты как Мистер Зсасз и Ядовитый Плющ (называвшая Клауса "Санти") оказались на стороне двинутого "Деда Мороза", далеко отброшенного мощным приемом Гарднера. Словесной перепалки и общего ажиотажа оказалось вполне достаточно, чтобы шанс утащить Робина в свое логово в канализации получил некто третий, а именно Убийца Крок, который оставил обоих психов ни с чем.

Кое-где именно это появление в пятом номере комикса "Джокер: Последний смех" указывается как его первое появление, однако, т.к. Клаус два раза появился в этом месяце, сказать об этом однозначно сложно. По крайней мере хронологически его второе появление в декабре 2001 года, 596-й выпуск "Бэтмена" точно просиходит после этих событий, т.к. в нем безумец показан уже сбежавшим из Аркхэма и сеющим хаос и пули в сторону всевозможных грешников (упоминаются нечестный налогоплательщик, изменяющий муж и человек, совравший своему начальнику). Изрешетив пулями автомобиль, владелец которого не потрудился сделать его чуть более экологичным (хотя мог), Клаус влез в перестрелку с двумя полицейскими, которые, как это бывает в Готэме, тоже "плохо себя вели" - один избил подозреваемого, а второй своровал наркотики, бывшие вещественным доказательством. Скрывшись от двух "грязных" копов в ещё менее чистой канализации, Клаус временно затаился. Причина, по которой в дело уже на этом этапе, как год спустя, не вмешался Бэтмен была до банального проста - параллельно с массовым побегом в городе на тот момент велись ещё и бандитские разборки между русской бандой "Одесса" и людьми мафиози Лью Моксона, которые отбирали у Бэтмена довольно много времени. Люди у которых мало времени достаточно часто превышают скорость во время езды на автомобиле и то, что это делал Бэтмен зафиксировал Клаус, решивший подкрепиться и переночевать в мусорном баке (поскольку он также считал, что у него не достаточно времени на что-либо другое).

Когда четыре подростка решили (жестокой шутки ради) выкатить с горки мусорный бак с бомжом на оживленную дорогу, Клаус стал причиной аварии (случайный водитель отвлекся на проезжавшую мимо мусорку с клоуном в костюме Санты в ней). Аварию и выстрелы (история умалчивает, выжили ли несовершеннолетние хулиганы) слышал сидевший в шести кварталах Бэтмен, но ему опять было мягко говоря не до того, т.к. в любую минуту в его засаду мог попасть киллер Фило Зейсс, который представлял значительно более серьезную угрозу, собираясь убить не только мафиози Грегора Попавича, но ещё и его несовершеннолетнюю дочь Анну. По странному стечению обстоятельств девочку спасло именно появление Клауса, который констатировал что большая часть собравшихся провинились и открыл огонь из пистолета-пулемета. В хаосе Бэтмен спас девочку, а Зайсс ретировался. Безумец в костюме Санты уже был на последнем издыхании от токсина Джокера, когда получил от Бэтмена дозу противоядия. Очнувшись в "скорой" едва ли не впервые за день псих признал во врачах людей, которые вели себя хорошо и те действительно оказались людьми добрыми и отзывчивыми: увидев в каком плачевном физическом и моральном состоянии находится доходяга, они решили не везти его сразу в Аркхэм, а дать ему отдохнуть в психатрическом отделении больницы Святого Люка, где было гораздо уютней и спокойней.

Впрочем, за неделю до Рождества (на страницах, тем не менее, февральского 598-го выпуска "Бэтмена", который вышел уже в 2002-м) именно плохое состояние здоровье снова помогло плохому Санте сбежать - когда из Аркхэма его привезли к челюстно-лицевому хирургу для проведения операции на воспалившихся зубах, Клаус крайне негативно среагировал на то, что его костюм перед операции был насильно с него снят и два хирурга (одного из которых звали Доктор Карас) получили ожоги и травмы головы, когда он превратил балон с закисью азота (веселящим газом, используемым как анестетик), в огнемет (при помощи украденной у санитара зажигалки) а охранник и медсестра - незначительные порезы скальпелем. Когда Бэтмен и детектив Рене Монтойя спросили у первого, почему тот не смог остановить психа, оказалось, что Клаус сказал ему, что тот сбил на автомобиле соседскую собаку - нечто, чего не знал никто кроме самого пострадавшего, даже его жена. Медсестра отказалась повторять, что конкретно ей сказал, как оказалось, бредивший далеко не во всем, убийца...

...который, отобрав новый костюм Санты у человека собиравшего деньги якобы на благотворительность (на самом деле - себе в карман) и обличив посмявшегося с вечно куда-то спешащего Клауса бизнесмена Крэйга во внебрачном ребенке от секретарши (в присутствии его жены) "Санта" нашел себе двух "эльфов"-сообщников в лице сирот-попрошаек. В следующие пять дней "эльфы" по указанию "Санты" давали бесплатные подарки на улице весьма конкретным людям, что уже к Рождеству привело к четырем летальным исходам и десяти госпитализациям с серьезными травмами. Но это было только "цветочками" - первая же ягодка упала когда Клаус внезапно сменил тактику и подорвал дистанционным детонатором подарки, розданные каждому на ежегодной рождественской вечеринке... то ли юристов, то ли бывших заключенных (художник Скотт Алан МакДэниел, кажется, намеренно закрыл одно слово на плакате головой Бэтмена; скорее всего имелись ввиду первые), результатом чего стали пять трупов и ещё шесть или семь раненных в критической кондиции, почти к ним присоединившихся.

Благодаря свидетелю - бармену с вечеринки, Бэтмену, Монтойе и детективу Криспусу Аллену удается понять что безумный vigilante (этим звучным словом в английском языке называют людей практикующих самосуд, к которым легко можно отнести и самого Бэтмена) собирается нанести финальный удар на открытии главной городской ёлки. К тому времени, как Бэтмен и полиция прибывают на место, "эльфы" успевают раздать 24 из 25 заготовленных взрывоопасных подарков, однако осечка выходит на 25-м: последний выбранный зловещим телепатом в костюме Святого Николая грешником оказывается иудей, который отказывается от рождественского презента, чем вызывает неконтролируемую вспышку гнева у Клауса, который, набросившись на него с кулаками и криками (дескать, нельзя отказываться от даров), выдает свое местоположение.

В завязавшейся погоне Бэтмен загнал Клауса на ёлочный базар, который весьма некстати загорелся от окурка продавца. Пытаясь найти выбитый бэтарангом героя детонатор, Клаус получает тяжелые ожоги и говорит несущему его и понимающему как никто другой Бэтмену, что он оказался не готов, ведь Готэм был чересчур полон людей, которые вели себя плохо...

...и в том одна из прелестей этого вымышленного (в данном случае - к счастью) города, славящегося совершенно безумной атмосферой и сочетанием вечного карнавала с вечным же побоищем, единственным балансиром между которыми выступает несколько людей одетых отнюдь не в полицейскую форму. Истории о пациенте Аркхэма Клаусе как раз и можно рекомендовать для прочтения в первую очередь тем, кому в комиксах о Бэтмене нравится это безумное сочетание несочетаемого, ярчайшая идиосинкразия образов, где ночные кошмары и гротескные преступления сочетаются с новогодними ёлками, черным юмором, а также надеждой и тонкой грустью по поводу грешных человеческих душ и/или причуд воспаленной психики. Прочитать же есть где - вышеописанные истории переиздавались как минимум трижды. На английском - в январе 2006 в сборнике "Batman: The Joker's Last Laugh" (Joker: Last Laugh №5) и огромном 100-страничном 3-м номере серии-дайджеста "DC Comics Presents: Batman" (Batman №596-598), который вышел в декабре 2010, хотя из-за особенностей печатного дела в США дата на его обложке красуется совсем другая - февраль 2011 года. В русском переводе история увидела свет в 2018 году благодаря издательству "Азбука". Мне всегда было интересно, что попытаются сделать с "Klaus" (которое звучит так же, но по-другому пишется) другие профессиональные переводчики (ибо технически я тоже профессионал в этом деле). Результат оказался слегка неожиданным и обескураживающим: "Бэтмен. Санта-Кляус едет в город!". "Кляус" не только по-другому пишется, но и по-другому звучит, так что сказать что это самый адекватный перевод, увы, нельзя.

В ноябре 2011 года вселенная New Earth, в которой происходят события этих комиксов была перезапущена. О том, имела ли место быть история с загадочным телепатом в костюме Санта Клауса в новом варианте вселенной - Post-Flashpoint/DCnU/Prime Earth можно пока только догадываться, хотя т.к. с тех пор выяснилось что это всё та же New Earth, только после массивного вмешательства в реальность - такой вариант отнюдь не исключается.

Следует упомянуть ещё один интересный момент - в истории 2007 года "Безумцы Готэма" (Batman: Legends of the Dark Knight №204-206) упоминается, что в 1950-х водные запасы Готэма были отравлены Теодором Гавлином им же изобретенным психотропным средством под названием Нейротрол, которое в отдельных случаях наделяет людей телепатическими способностями, а в других - плохо сказывается на ментальном и/или физическом здоровье. Этот часто забываемый момент в истории Готэма весьма возможно является объяснением не только концентрации в этом городе огромного количества душевнобольных преступников, но и телепатические способности как Клауса, так и ещё нескольких персонажей вроде Корнелиуса Стирка.

Приложение: Список известных жертв пациента Аркхэма №44972ILEdit

№44972ILSantaKlaus02

Убиты:
1-4. Четверо неизвестных - подорваны взрывающимися "подарками". (Batman №598)
5-9. Пятеро неизвестных - подорваны на вечеринке взрывающимися "подарками". (Batman №598)
Попытки убийства, ранены:
1-2. Неизвестные на парковке Готэм Плаза (минимум два человека). (Batman №596)
2. Тим Дрейк - пытался избить ножкой от стула. (Joker: Last Laugh №5)
3-5. Нечестный налогоплательщик, изменяющий муж и человек, совравший своему начальнику - были под огнем, исход неизвестен. (Batman №596)
6-7. Водитель и пассажир неэкологичной машины - были под огнем, исход неизвестен. (Batman №596)
8-9. Двое патрульных полицейских - были под огнем, выжили. (Batman №596)
10-13. Четверо подростков - были под огнем, исход неизвестен. (Batman №596)
14. Минимум один водитель попавший в аврию, исход неизвестен. (Batman №596)
15-17. Фило Зейсс, Бэтмен, Грегор Попавич - были под огнем, выжили. (Batman №596)
18. Анна Попавич - могла попасть под огонь, выжила. (Batman №596)
19-20. Доктор Карас и другой хирург - получили ожоги и черепно-мозговые травмы, исход неизвестен. (Batman №598)
21-22. Охранник и медсестра - порезы скальпелем, выжили. (Batman №598)
23. Человек в костюме Санты - вероятно избит, выжил. (Batman №598)
24-25. Десять раненных в результате взрывов "подарков". (Batman №598)
?. Неизвестный, избивавший свою жену - относится либо к 10 раненным, либо к 4 погибшим. (Batman №598)
26-32. Семь раненных в результате взрывов в баре. (Batman №598)
33. Иудей - избит, исход неизвестен. (Batman №598)

Полезные ссылки:
Santa Klaus (New Earth) на DC Database.
Santa Klaus на Comic Vine.
Santa Klaus на comicbookdb.com

Автор – Николай Ерёмин (Коля Логан/Тостер).